ПРОГРАМИРУЕМ 3D ГРАФИКУ ИСПОЛЬЗУЯ DirectX


Цвет и текстуры - часть 4


Например, допустим, что мы хотим изобразить на экране металлический шарик, обладающий твердой полированной поверхностью с хорошими отражающими свойствами. Отраженные лучи света почти не рассеиваются, поскольку поверхность шарика достаточно гладкая. Если положить шарик под источник света, мы увидим на нем четкий блик. Более внимательное изучение показывает, что самая яркая часть отражения на самом деле имеет цвет источника света, а не цвет шарика.

Это явление связано с тем, что отраженный свет делится на два вида: диффузный и зеркальный. Диффузное отражение присутствует в нормальных условиях, оно придает объекту его естественный цвет. Зеркальное отражение возникает на блестящих поверхностях и имеет цвет освещения. Таким образом, красный металлический шарик, освещенный белым цветом, порождает красные диффузные отражения и белое зеркальное отражение.

Вид зеркальных отражений зависит от отражающих свойств поверхности. На очень блестящей поверхности зеркальное отражение ограничивается малым углом, что приводит к появлению небольших, резко очерченных бликов. На менее

/b> lly Глава 8. Цвет и текстуры

блестящем объекте (например, на воздушном шарике) зеркальное отражение занимает больше места, но выглядит более тусклым.

Чтобы объект выглядел блестящим, можно сузить угол зеркального отражения; для имитации пластиковой поверхности следует расширить этот угол. На практике нам не приходится задавать конкретное значение угла. Вместо этого мы указываем степень, в которую должен возводиться косинус этого угла при вычислении интенсивности отраженного луча. Проще говоря, маленькое значение (скажем, 5) дает пластиковую поверхность, а высокое (например, 300) — металлическую.

Для некоторых поверхностей (например, цветных металлов) цвет зеркального отражения совпадает с цветом материала, а не источника света. Если вы посмотрите на полированное золотое кольцо под ярким светом, то увидите, что блики на кольце золотые, а не белые.

Кроме того, некоторые поверхности сами излучают свет. Примеры: лампа дневного света, фосфор, люминофор электронно-лучевой трубки. Поскольку эти поверхности еще и отражают свет, расчет их освещенности достаточно сложен.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин